Сергей Телюк«И ЯВИЛСЯ НАМ ТЕЛЮК…»
Тёлки-чёлки – топ-топ!
Елки-смолки – хлоп-хлоп!
Лики махоньких козят
Юзом пo-небу сквозят.
Как от Вятки до Ухты –
У-ух ты!!Юрий ВЛОДОВ,
акростихВ один из апрельских дней 1978-го благодаря Сергею Демидову я познакомился с Юрием Гончаровым, чуть ли не сразу же отведшим меня в ДК им. С. П. Горбунова, в литобъединение имени Алексея Недогонова (во главе него в то время стоял поэт и переводчик Валерий Краснопольский). В дальнейшем я изредка посещал и другие московские «лито», завершив этот отрезок творческого пути в 1992-м участием в коллективном стихотворном сборнике «Самое сокровенное» народной литературной студии «Высота» под руководством поэта Михаила Беляева.
Исключение составляли «Весы», в которые я по совету поэта и драматурга Виктора Коркия пришёл, был принят с первого раза и ходил по мере возможности, начиная с осени 1978-го. Именно там, на одном из проходивших по средам семинаров я услышал от возглавлявшего литературное объединение Анатолия Викторовича Викторова: «Кажется, вы будете писать…»
Кому как, а мне педагогический талант Викторова виделся бесспорным. Кроме тех, кого я уже упомянул ранее, моими однокашниками были ныне «вставшие на крыло»: Анна Саед-Шах, Андрей Добрынин, Александр Климов-Южин, Леонид Колганов…
Анатолий Викторович умел ненавязчиво раскрывать азы поэтического мастерства, причём каждому индивидуально, по мере усвоения предыдущего материала. Оставалось только внимательно относиться к его советам, не ленясь исправлять ошибки и перелопачивать услышанное…Выработанная привычка к самостоятельной скрупулёзной работе души и мысли пригодилась позднее, когда мне посчастливилось последовательно подружиться с поэтами и журналистами, в не столь отдалённом прошлом одновременно имевшими отношение к «Московскому комсомольцу»: Ароновым, Черняком и Влодовым, – ибо при передаче мастерства они ничего не разжёвывали, а просто делились навыками на примерах из собственного творчества. Александр Яковлевич акцентировал моё внимание на игровой составляющей стихотворства; Вадим Григорьевич – на тщательном подборе слов; Юрий Александрович – на общем звучании и форме, включая знаки препинания.
Из них троих с Влодовым мы сдружились в последнюю очередь, хотя впервые познакомились в «Юности» в середине 1990-х и даже в 2002-м в его цикле эпиграмм и дружеских шаржей на современных писателей «Сто из сумасшедшего сада», большей частью опубликованном в четырех номерах названного журнала (№№ 1, 2, 6, 7–8), есть следующее:С. Телюку
В НЛО открылся люк.
К люку руки тянем.
И явился нам Телюк –
Инопланетянин.В августе 2003-го, откликнувшись на предложение Анны Гедымин, я оказался в гостях у Юрия Александровича. Наша застольная беседа «на троих» на кухне однокомнатной квартиры в стандартной многоэтажке на Юго-Западе длилась несколько часов. И как-то само собой получилось, что легендарный московский поэт, привыкший эпатировать читателя и слушателя, вдруг начал достаточно откровенно рассказывать о прожитом.
На следующее утро, пораскинув мозгами, я сообразил, каким образом можно подать услышанное. По телефону мы договорились о новой встрече у него дома и об условиях, при которых я должен был полагаться только на свою память, не пользуясь ни диктофоном, ни записной книжкой (это смущало рассказчика).
Из представшего бурного потока воспоминаний приходилось выбирать наиболее интересующий меня материал, после обработки выстраивать его в определённой последовательности, а также, неоднократно созваниваясь с Влодовым, уточнять нюансы, вплоть до интонаций участников событий. Конечно, в некоторых моментах не обошлось без собственной интерпретации, против которой Юрий Александрович не возражал. В итоге получилось «Однажды в XX веке»…
Леонид Аронович Жуховицкий, затрудняясь в определении вида данного произведения, высказался следующим образом:Как назвать эту работу?
Я бы рискнул сказать так: Телюк в данном случае выступил как автор, а Влодов – как легендарный персонаж вроде Ходжи Насреддина, Заратустры или Ивана Петровича Белкина. А так как по роду деятельности и по характеру Влодову приходилось встречаться с целым рядом современных классиков, его байки имеют и бесспорную литературоведческую ценность.
Впрочем, читателю вовсе не обязательно ломать голову над тем, к какому жанру следует отнести один из разделов новой книжки Сергея Телюка. Лучше просто читать эти короткие рассказы о писательском житье-бытье, хохотать и радоваться.Приведенная цитата взята из послесловия к моему сборнику «И отчалит кораблик, привет!..», вышедшему в свет в начале 2006-го.
Когда я, оставив книжку для Вознесенского «под зелёной лампой» в ЦДЛ, через несколько дней позвонил ему, первой к телефону подошла Зоя Борисовна:
– Да он с ней уже второй день носится, – сказала она.
И это в первую очередь относилось к выделенному Жуховицким «разделу».Там же, в связи с записью в паспорте Ильи Сельвинского, упомянуты и крымчаки («Нас четверо»).
Весной, приблизительно в мае 2006-го, я подарил экземпляр «Кораблика» Александру Ткаченко. А незадолго до смерти, в октябре 2007-го, у него вышла книга повестей, притч, новелл об одном из коренных народов Крыма – «Сон крымчака, или Оторванная земля», которую он готовил к изданию больше года, возможно, загоревшись после прочтения влодовских историй…