Первосвидетель
В «Библиотечке журнала «Юность» вышла книга «Крест» Юрия Влодова.
Первая книга поэта, которому исполнилось 60 лет. Быть может, это печальный рекорд в нашей литературе – увы! – привыкшей к расстрелам, погоням, притеснениям, замалчиваниям или заупокойным молитвам.
Юрий Влодов – поэт-скиталец. Рыцарь поэзии. Он скитается, странствует блаженно и хмельно среди друзей, врагов (не различая, впрочем, их от великой любви), городов, жен, любовниц, детей, учеников и учителей. И среди завистливых поэтов!..Ккогда с ним общаешься, – чувствуешь, что имеешь дело скорей с Духом, чем с плотью…Он глядит сквозь тебя куда-то вдаль…
Быть может, он великий, безвестный, катакомбный поэт!Его не печатали при коммунистах, не печатают (почти) при демократах.Истинных поэтов не любит всякая власть. Но более всего их не любят сами поэты и графоманы! Они-то и создают великие и тайные плотины на реках поэзии. Они-то и не пускают в одинокое жилье-бытье поэта блудную госпожу Славу.Ах, на Руси – Слава – плачея, рыдающая над гробом!
Ах, но древние, еще до Руси Святой говорили: «Слава – солнце мертвых!»
Ах, но древние китайцы говорили: «Истинный мудрец незаметен…Говорящий – не знает. Знающий – не говорит…»Но! Главные скитания поэта Влодова – это скитания между Ветхим Заветом и Новым Заветом! Когда его кличут от стены плача иль с великих, осыпчивых библейских пустынь его верблюжьи, иудейские, многострастные, многомудрые предки – он уходит в скрижали Ветхого Завета и тонет в неистовых песках! (Я вспомнил чью-то строку: «Верблюд двугорбый знак песчаного Потопа!»)
Когда его нежно и тонко кличут из забытых иль полузабытых всеснежных погостов его русские предки, бездонно кроткие заволжские старцы-мудрецы – он тонет в лучезарных снегах, в которых вечно и свежо (увы!) стоит Крест Христа, ослепшего от снега, которого ОН иль вообще не видел, иль не видел в таком свирепом изобилии…
О поэт! Божий странник, скиталец, кочующий меж двух Заветов!
Вот только что он брел в пустыне с Моисеем и покушался на диалог с самим Господом!.. И вот уже он – первосвидетель страшного Распятия и стоит на Голгофе поодаль от Марии Магдалины…
….Всё скрестилось. И Спаситель поднял голову,
Желчным оком разжигая произвол…
Как секирой по расплавленному олову,
По глазам первосвященников провел.“Разве истина в кровавой человечности?!..
Ха! – явились на позор, как на парад!”
И таилось в предвечерней лунной млечности
Ухо Богово – округлый аппарат…Покатилась иудейская история
Каплей крови по Господнему ребру…
И, похожие на пепел крематория,
Пейсы старцев трепыхались на ветру.Грозовая мощь Ветхого Завета соединяется вдруг с пронзительной нежностью Нового Завета…
…Когда Господней смерти лапа
Меня потащит в рай,
Проснется дочка: «Папа!» Папа!
Я– здесь! – Не умирай!..»
И заскулит в ночи спросонок,
Заголосит во тьму,
Моя травинка, мой ребенок,
Не нужный никому!..Классический читатель скажет, что хмельная Муза иной раз уносит нашего поэта в дебри ереси и дьявольщины.
Но кто из поэтов не бродил там? Иль Данте заживо не был в аду? Иль Гете не беседовал с Сатаной? Иль Булгаков не общался?..
Увы! Всякое искусство насквозь живет грехом, питается от греха. И эта мысль сгубила Гоголя, как человека, а Толстого, как художника.
Мыслитель убивает поэта.
Быть может, Господь и послал грешных поэтов в мир. Чтоб они свидетельствовали о недоступной чистоте Храмов, как царская форель свидетельствует о чистоте вод?..И вот чеканные. Магические, трагические строки Юрия Влодова преобразуют даже блатное, рваное слово в высокий, небесный Божий Глагол.
Так розовый куст преобразует навоз в розу.Юрий Влодов создает свой миф о Моисее, о Христе, о Божьем замысле и промысле.
Таков сладкий и страшный удел трагических поэтов… Они хотят быть первосвидетелями главных событий в жизни человечества.
Они, гордецы, хотят говорить с самим Господом, минуя Пророков…
Иль из такого теста, из такой вопиющей глины Господь и лепил своих пророков – апостолов, провидцев, поэтов?.. кто знает…Но вот перед нами такой поэт!
Послушаем же его новые гимны…
Быть может, их лучше бы высекать на камнях и скалах, а не на бренной бумаге…1 сентября 1996 года.
Об авторе
Тимур Зульфикаров – поэт, прозаик, драматург.
Родился в 1936 году в Душанбе.
Отец — Касим Зульфикаров — был крупным партработником, репрессирован в 1937 году.
Мать — Л.В. Успенская — известный таджикский филолог, профессор.Окончил Литературный институт им. Горького.
Автор 20 книг уникальной беспрецедентной прозы и поэзии, тираж их превысил миллион экземпляров.
Широкую известность приобрели его романы о легендарном Ходже Насреддине, Омаре Хайяме, Иване Грозном, Амире Тимуре и монументальное повествование о жизни и загробных хождениях современного поэта «Земные и небесные странствия поэта». Это сочинение было отмечено английской премией «Коллетс» за «Лучший роман Европы 1993».На Западе писателя Тимура Зульфикарова называют «Данте русской литературы».
Основные произведения автора переведены на 12 языков мира.
Тимур Зульфикаров много и плодотворно работает в области драматургии для театра и кино.
Он — автор сценариев многих художественных и документальных фильмов, некоторые из них отмечены наградами международных фестивалей..
«Тимур Зульфикаров – неохватно широк, немыслимы глубины его вторжения в Бытие и простую человеческую жизнь с тысячами ее проблем… Его дар – бесценен, он поэт – из пророков…» (А. Геворкян.)
В 2004 году он получил премию «Ясная Поляна» в номинации «Выдающееся художественное произведение русской литературы» (книга «Золотые притчи Ходжи Насреддина».)
В 2005 году — Национальная премия «Лучшая книга года — 2005» (роман–миф «Коралловая Эфа»).
Лауреат премии им. Антона Дельвига за роман-миф "Коралловая Эфа" – 2008г.В разные годы о творчестве Т. Зульфикарова писали такие выдающиеся критики как Л. Анненский, В. Бондаренко, А. Геворкян, В. Коркин, В. Плетнер и другие.
Были опубликованы более ста рецензий и эссе о его творчестве в крупных газетах и журналах.
Живет и работает в Москве.
Сайт писателя:
http://www.zulfikarov.ru/author
Избранная библиография:
«Поэмы странствий» — М.: Молодая гвардия, 1980, 480 с.
«Две легенды о любви» — Душанбе: Ирфон, 1980, 204 с.
«Мудрецы, цари, поэты» — М.: Известия, 1983, 430 с.
«Эмиры. Мудрецы. Поэты» — Душанбе: Ирфон, 1983, 384 с.
«Таттабубу» — М.: Советский писатель, 1984, 344 с.
«Охота царя Бахрам-Гура Сасанида» — Душанбе: Ирфон, 1986, 384 с.
«Возвращение Ходжи Насреддина» — Душанбе: Маориф, 1987, 4809с.
«Первая любовь Ходжи Насреддина» — М.: Советский писатель, 1989, 704 с.
«Земные и небесные странствия поэта» — М.: Молодая гвардия, 1990, 446 с.
«Любовь, мудрость, смерть дервиша» — Душанбе: Адиб, 1990, 526 с.
«Лазоревый странник на золотой дороге» — М.: Современник, 1991, 382с.
«Избранное» — М.: Терра, 1992, 752 с.
«Книга смерти Амира Тимура» — Минск: Белади, 1998, 192 с.
«Алый цыган» — М.: Московский писатель, 1999, 424 с.
«Суфийский Декамерон» — М.: Русь, 2000, 18 с.
«Лазоревый странник» — М.: Молодая гвардия, 2002, 543 с.
«Камень апокалипсиса» — М.: Хроникёр, 2003, 432 с.
«Золотые притчи дервиша» — Семипалатинск: МКА, 2004, 227 с.
«Золотые притчи Ходжи Насреддина» — Новосибирск:Университет, 2004,494с. Купить...
«Коралловая Эфа» — Тула: И/Д Ясная Поляна, 2005, 268 с.